История ивоплетения

Не правы те, кто считает плетение из ивового прута уходящим ремеслом, хотя число людей, увлекающихся им или работающих профессионально, сейчас мень­ше, чем, скажем, в 30-е годы нашего века. Обилие при­родного материала для плетения, с одной стороны, и повсеместно неослабевающий и, как правило, неудовлет­вореннный спрос на плетеные изделия — с другой, не дают основания для пессимистических прогнозов отно­сительно будущего плетения.

Одно из достоинств этого ремесла заключается в том, что работать приходится с чистым природным материа­лом, а мастерской может служить лес, берег реки, сад.

Природа же требует бережного обращения. И преж­де всего надо научиться подчиняться ее законам, защи­щать ее, что требуется, к сожалению, все чаще и чаще.

Защищая природу, мы защищаем себя — это утвер­ждение стало аксиомой на всем земном шаре.

Самые древние плетеные изделия были найдены археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Некото­рые находки были просто удивительны. В гробнице Тутанхамопа, например, обнаружены два плетеных сау­на, так хорошо сохранившихся, что вполне могли бы украсить современный интерьер.

Из старинных манускриптов стало известно, что в Древнем Риме тоже знали плетеную мебель и многие другие предметы быта, изготовленные из прутьев ивы, корней деревьев и других материалов. Восставшие гладиаторы в армии Спартака плели легкие и прочные боевые щиты из виноградной лозы. А когда они были прижаты войсками Рима к краю отвесной пропасти, за одну  ночь сумели сплести опять же из виноградной лозы длинные прочные лестницы, спуститься но ним со ска­ни и ударно, в тыл римлянам, которым пришлось спус­каться в ту же пропасть, но уже без лестниц. Много ве­ков спустя уже наши солдаты в Великую Отечествен­ную войну плели на ноги мокроступы из ивняка и с их помощью преодолевали бесчисленные болота и топи Белоруссии, что давало возможность проводить неожиданные и успешные боевые операции против немецко-фашистких войск. Такими же мокроступами часто пользуются и северные народы для хождения по топкой тундре летом и по ее заснеженным просторам зимой.

Начиная со средних веков плетеные изделия находят широкое применение. И если у крестьян это, как пра­вило, были предметы быта (корзины, короба, люльки для младенцев), то у знати — предметы отдыха и ук­рашения интерьера (прочная и красивая плетеная ме­бель, изготовленная из окоренного прута).

Лучшие изделия, сделанные искусными мастерами, покрывались позолотой и украшали будуары и дворцы знатных особ. Особенно широко золочение применялось во Франции. Но и в России секреты позолоты были известны, были и свои мастера, а в конце XIX века появились и книги с подробными описаниями техноло­гического процесса плетения, золочения и серебрения деревянных и плетеных изделий. В этих описаниях осо­бое внимание уделяется подготовке древесины к позо­лоте или серебрению.

Ассортимент плетеных изделий в разные периоды не был стабилен и во многом определялся потребностью, уровнем развития общества и, конечно, модой. И все же общая тенденция к усложнению изделий, их многооб­разию, повышению эстетических и художественных ка­честв просматривалась во все времена. Но на первом месте всегда стояло утилитарное назначение изделий, потому-то искусство плетения и считается прикладным, т.е. призванным украшать предметы быта человека.

Если проследить за развитием плетения в России, то можно отметить, что возникало оно прежде всего в рай­онах рек и озер, где, с одной стороны, было много при­родного материала, а с другой — была велика и мно­гообразна потребность в плетеных изделиях. Это и предметы домашнего обихода, и рыболовные снасти, и плетеные ловушки для зверей и птиц, и пр.

Постепенно ремесло плетения из прута распространя­ется на всю европейскую часть России. Особенно слави­лись своими искусными изделиями мастера Верхнего По­волжья — Кинешмы, Костромской и Владимирской гу­берний. Промыслом были заняты уже десятки тысяч че­ловек, как мастеров-одиночек, так и работающих целыми семьями и организованными артелями. Главным же занятием оставались земледелие и скотоводство. Уровень мастерства и соответственно качество изделий не везде были одинаковыми. И далеко не всегда плетельщик, в совершенстве освоивший изготовление корзин, мог сплести чемодан или дорожный сундук, а

тем более тарантас или выездные сани. Да и изменяю­щиеся требования к изделиям из ивового прута приво­дят в определенной степени к изменению требований к его техническим свойствам — гибкости, толщине, спо­собности раскалываться и приобретать определенную окраску при снятии коры. И если раньше основным ис­точником получения сырья служили естественные зарос­ли ивы, то теперь становится явным, что наиболее ра­циональным является выращивание ивы на специальных плантациях, на которых благодаря подбору сортов ивы в соответствии с условиями произрастания и направле­нием производства, специальной технологией выращи­вания можно получить высокие урожаи прута, техничес­кие качества которого удовлетворяют соответствующим требованиям. Плантации, кроме того, позволяют макси­мально приблизить источники сырья к месту его пере­работки.

Повсеместное развитие промысла способствовало организации школ, в которых обучали плетению. К кон­цу XIX века такие школы были открыты во многих го­родах и губерниях России: Московской, Курской, Ярос­лавской и др. Основатель школы корзиноплетения в с. Мелеховке Тульской губернии И.В. Цингер помимо обучения плетению провел основательные расчеты эко­номической целесообразности посадки ивовых плантаций в хозяйстве крестьянина. В качестве доводов И.В. Цин­гер приводил не только чисто денежные расчеты, но и то, что крестьянин и все члены его семьи имеют возмож­ность получить дополнительный заработок в свободное от полевых работ время, особенно зимой.

В 1891 году на средства известного мецената С.Г. Мо­розова для изучения корзиноплетения в его наиболее совершенных формах был послан за границу А.И. Бере-зовский. По возвращении он организовал земскую учеб­ную мастерскую па станции Голицино Московской же­лезной дороги. В мастерской обучали местных кустарей выработке модных изделий по отечественным образцам, которые поставлял Московский кустарный музей, а так­же по альбомам и книгам, издававшимся в Лондоне, Вене, Париже, Кольне. Нью-Йорке и других городах мира.

В СССр традиции русских мастеров плетения получили свое дальнейшее развитие. По-прежнему много плели в деревнях и селах, но все чаще мастера объединялись в артели и фабрики, на которых работали десятки и сотни рабочих. Основным поставщиком плетеных изделий стала лесопромысловая кооперация, которая в конце 30-х годов объединила более 600 арте­лей, занимающихся корзиноплетением (в них работало более 12 тыс. человек), и около 200 артелей, занимаю­щихся изготовлением мебели (более 2 тыс. рабочих). Кроме того, этим промыслом занимались артели коопе­рации инвалидов, ряд колхозов, предприятия Деткомис-сии при СНК союзных республик и др. Их доля в об­щей выработке в СССР плетеных изделий составляла около 20%.

В военные и послевоенные 40-е годы, а позднее и в 50-е годы плетение как вид профессионального про­мысла не развивалось. Основное внимание в стране было уделено развитию промышленности, решению продовольственной проблемы. Объем производства мно­гих предприятий по выпуску плетеных изделий замет­но сокращался, некоторые и вовсе закрывались. И в то же время большинство мастеров, прекративших работу на производстве, дома не оставляли свое ремесло, и их мастерство перенимали молодые.

В 70-е и последующие годы основным поставщиком плетеных изделий становятся предприятия местной про­мышленности. Накопленный опыт показал, что экономи­чески целесообразно сочетать выращивание ивы и про­изводство из нее различных изделий в пределах одного предприятия. Это позволяет равномерно распределять рабочую силу в течение всего года, увеличивая тем са­мым экономическую эффективность предприятия в це­лом. Так стало работать большинство цехов и фабрик плетеных изделий в Ивантеевке и Кобякове Московской области, поселке Борисовка Белгородской области, в станине Марьянская Краснодарского края, большинство предприятий художественных промыслов Прибалтики, Украины и многих других мест.

Вместе с тем увеличивается техническая оснащен­ность предприятий плетения. Трудоемкие операции по закладке ивовых плантаций (обработка почвы, посадка черенков, обработка междурядий плантаций), выполняв­шиеся ранее вручную, все чаще стали осуществляться машинами.   В  цехах  плетения также налицо тенденция к максимально возможному сокращению ручного труда и его механизации, особенно на начальных стадиях технологического плетения по проварке и окорке прута. Появляются первые серийные станки по расска

лыванию прута и строганию ленты. Механизируется ряд операций и в цехах по производству плетеной мебели. Однако уровень ручного труда еще по-прежнему высок. Станки же часто изготовляются кустарным способом, а серийные не всегда работают надежно.

Разведение ивы для ее использования в плетении всегда интересовало ученых. Проводятся исследователь­ские работы по селекции ивы в России, в странах При­балтики, на Украине, в Молдове, расширяются контак­ты с зарубежными ивоведами. В результате такого со­трудничества появились новые сорта ивы, получившие положительные оценки мастеров.

В ряде конструкторских бюро разрабатываются но­вые модели плетеной мебели, определяется наиболее рациональная технологическая последовательность ее изготовления, перенимается зарубежный опыт.

В век сверхтехнологий и сверхматериалов плетеные изделия, изготовленные умелыми руками мастеров, в современных интерьерах стали особенно модными. При­чем, как правило, они создают композиционную закон­ченность.

К сожалению, при промышленном производстве плетеных изделий основное внимание уделяется техно­логичности изготовления, строгому соблюдению разме­ров и форм однотипных изделий. Это часто приводит к безликости, упрощенчеству, а то и просто к безвку­сице.

Выгодно отличаются в этом плане мастера, работа­ющие на дому. Они очень быстро реагируют на поку­пательский спрос, на изменение моды. Широкое приме­нение строганой ленты из ивы и ряда других материа­лов позволило мастерам-надомникам значительно расши­рить ассортимент изделий, создать работы, расценивае­мые как произведения искусства. И несмотря на доволь­но высокую стоимость, изделия надомников на прилав­ках не залеживаются и, как правило, раскупаются быс­трее серийных. Лучшие же работы украшают самые авторитетные выставки.

Плетеные изделия, выполненные из различных мате­риалом., можно встретить повсюду- Чтобы в э этом убедиться, необязательно путешествовать. При современном уровне средств информации, а также благодаря телевидению можно вполне составить некоторое представление о состоянии и уровне пленения в той или онй стране или регионе. Так, посмотрев повниметельнее телевизионные передачи на зарубежные темы, можно заметить, как женщины африканских городов, Индии, Австралии, Южной Америки нередко держат в руках плетеные су­мочки, корзины, кошелки; как мужчины Юго-Восточной Азии, Китая тащат в огромных заплечных корзинах, прочно сплетенных и усиленных со дна дополнительны­ми толстыми прутьями, различную поклажу; как на зна­менитых восточных базарах красуется разнообразная снедь, эффектно уложенная во всевозможные корзины, порой очень оригинальные; как манекенщицы П. Карде­на иногда демонстрируют непритязательные плетеные безделушки, тонко подчеркивающие стиль.

Европейские мастера традиционно плетут в основ­ном из ивовой лозы и достигли в этом деле полного совершенства. Плетеные изделия и ивовая лоза экспор­тируются целым рядом европейских стран. Это прино­сит им немалый доход. Причем в Польше, Венгрии, Болгарии в основном плетут в деревнях, где выращи­вают плантации различных сортов ивы; в Югославии плетут красивую мебель в производственных условиях (к слову, на одной из международных выставок югослав­ский мебельный гарнитур, в состав которого входила даже плетеная стенка, был удостоен высшей награды Grand Prix); во Франции изделия отличаются разнооб­разием, оригинальностью замысла, повсюду плетется на­циональный символ — галльский петушок, качеству же плетения часто придается второстепенное значение; не­мецкие изделия, наоборот, отличаются тщательностью работы, строгостью форм, четким подбором материала; в Англии, равно как и во многих других западных стра­нах, мастера-плетельщики широко пользуются в своей работе материалом, привезенным из Юго-Восточной Азии и имеющим высокое качество. Наиболее популяр­ным материалом является ратан. Длинный и тонкий, как шнурок, благородных оттенков и с текстурой дерева, он позволяет создавать очень красивые работы. Изделия из пето в большом количестве поставляют в нашу страну вьетнамские мастера. Приемы плетения из подобных материалов описаны в книге английской мастерицы Бар­бары Мейнард «Плетение», выпущенной издательством «Просвещение» в  1982 году.

Не забыто плетение и мастерами Северной и Южной Америки. Этот традиционно индейский промысел приобрел сейчас вполне современные формы. В Латинской Америке проводяться исследовательские работы по выращиванию материала для плетения, а в Нью-Йорке выпущена красочная книга, посвященная искусству мастеров-плетельщиков, живущих у острогов Аппалачских гор. В ней описаны сложные, порой головоломные переплетения из ленты и ратана и очень простые по форме и технологии изделия из прута. Можно еще много рассказывать о мастерах плетения нашей планеты. В иностранных отделах городских библиотек для увлекающихся всегда найдется немало интересного на эту тему.

 

Rambler's Top100

© ivopletenie

Бесплатный хостинг uCoz